Понятие регистрации товарного знака (знака обслуживания)
Регистрация товарного знака (знака обслуживания) – это юридический акт признания государством права на такой знак, влекущий его правовую охрану. Иными словами, с момента регистрации товарного знака (знака обслуживания) возникает его правовая охрана.
Регистрация может быть осуществлена как на имя организации, так и на имя гражданина.
На зарегистрированный знак выдается свидетельство. Свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) удостоверяет его приоритет и исключительное прав владельца.
Заявка на регистрацию товарного знака или знака обслуживания (заявка на товарный знак)
Для регистрации товарного знака или знака обслуживания необходимо подать заявку в патентный орган (неофициально: «заявка на товарный знак»). Заявка на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) может быть подана как гражданином, так и адвокатом в качестве его представителя. Заявка должна соответствовать требованиям, указанным в законодательстве и быть составлена по установленной форме. За подачу заявки уплачивается пошлина. К заявке необходимо приложить документы по установленному законом перечню.
После подачи заявки с соблюдением всех соответствующих требований, патентным органом производится ее экспертиза, которая проводится в два этапа: предварительная экспертиза и экспертиза заявленного обозначения.
Предварительная экспертиза заявки на регистрацию
Целью предварительной экспертизы заявки на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) является проверка состава необходимых документов, предусмотренных законом, правильность оформления заявки и уплаты пошлины. Срок проведения предварительной экспертизы равен двум месяцам со дня подачи заявки.
В ходе предварительной экспертизы заявителю могут предложить внести в документы заявки изменения (дополнения, исправления) и представить документы в орган в течение трехмесячного срока с момента получения соответствующего запроса.
По результатам предварительной экспертизы выносится решение о принятии заявки к рассмотрению или об отказе в принятии ее к рассмотрению. В случае принятия заявки к рассмотрению устанавливаются дата ее подачи и приоритет.
Экспертиза заявленного обозначения
После предварительной экспертизы проводится экспертиза заявленного обозначения. В ходе такой экспертизы проверяется, не имеется ли абсолютных оснований для отказа в регистрации или иных оснований для отказа в регистрации, перечни которых установлены законом.
В ходе экспертизы заявленного обозначения заявителю также может быть предложено представить правильно оформленные материалы в трехмесячный срок с даты получения соответствующего запроса.
По результатам такой экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. Если заявитель не согласен с решением экспертизы, он вправе в трехмесячный срок со дня получения решения подать в патентный орган ходатайство о проведении повторной экспертизы.
Обжалование решения по заявке на регистрацию товарного знака (знака обслуживания)
Если заявитель не согласен с решением предварительной экспертизы или экспертизы заявленного обозначения, он вправе обжаловать такое решение в течение одного года с момента его получения в Апелляционный совет при патентном органе (Апелляционный совет) и (или) в суд. На решение Апелляционного совета по результатам рассмотрения жалобы заявителем может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Беларусь в течение шести месяцев с даты получения решения.
Свидетельство на товарный знак (знак обслуживания)
Свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) выдается на основании решения о регистрации товарного знака в течение одного месяца со дня регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь. Выписка из такого Реестра может быть предоставлена патентным органом по ходатайству любого лица.